7+

Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ

То, что мы знаем, — ограничено,

А то, чего мы не знаем, — бесконечно.

П. Лаплас

      Обоснование актуальности темы. Наше время – время перемен. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит качество образования. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр. (В.Р.Имакаев) В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества

     Анализ литературы по теории управления Качеством образовательного процесса, показал, что в практике анализа качества  педагогической деятельности рассматривается с разных позиций. Например Ю.А. Конаржевский «Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса» считает, что главное орудие управления качеством образовательного процесса – посещение уроков учителя с их последующим анализом.  М.М. Поташник считает причиной проблемы качества образования в «несовершенстве профессиональных умений целеобразования».

Отсюда можно сделать вывод, что формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам,  ставят своей целью  прямую передачу знаний,  что утратило значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи .

        Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение в деятельности.

    

 Методическая работе как одно из повышения качества профессионального роста педагога

        В должностной инструкции  старшего воспитателя дошкольного учреждения п 2 указано, что он:

Планирует воспитательно-образовательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая:

  •     предложения по плану работы ДОУ;
  •     повышение квалификации воспитателей;
  •    помощь воспитателям в самообразовании;
  •     методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  •   обмен опытом работы среди сотрудников ДОУ;
  •     ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  •    совершенствование работы с родителями;
  •    постоянный  анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер но повышению эффективности методической работы.

Организует воспитательно-образовательную работу:

  •    готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
  •     проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
  •   организует работу творческих групп;
  •     организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
  •   формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей.

Все это способствует созданию эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей  и определяет основные задачи методической работы (Схема 1)

Схема 1

Задачи методической работы в ДОУ

 Методическая работа — в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

     Государственный образовательный стандарт определяет набор требований, которым должен отвечать современный педагог. Эти требования относятся к таким сферам развития личности, как:

  •   гностическая (познавательная)
  •  аксиологическая (ценностная)
  •   креативная (творческая, созидательная, продуктивная)
  •   коммуникативная

Нами были  проанализированы научные основы управления методической работой, определены ее содержание, формы и методы (К.Ю. Белая, А.И. Васильева, В.П. Дуброва, П.Н. Лосев, В.Р.Имакаев. Ю.А. Конаржевский и др.) Из этого следует, что  сегодня необходимы новые подходы к формированию методической работы в ДОУ. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения профессионального роста и компетенции воспитателей, методологической основой которой является  концепция непрерывного образования как условия для личностного роста и развития.

     Для квалифицированного исполнения функций по повышению квалификации коллектива, старший воспитатель должен знать: психологию развития личности, общую и дошкольную психологию, философию образования, современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.

     Эти знания позволяют старшему воспитателю не только на должном уровне заниматься организацией учебно – воспитательного процесса, но и иначе подходить к организации системы повышения профессиональной компетенции педагогов.

Основные направления методической работы современного ДОУ предполагают:

  •   Информационную деятельность.
  •  Диагностико – прогностическую деятельности.
  • Содержание образования.

  Повышение квалификации. Остановимся на данном направлении подробнее.

 

Использование активных формы в методической работе как одно из повышения качества профессионального роста педагога

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

В связи с этим от у педагога требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а именно:

  • повышение уровня психолого-педагогической культуры;
  • развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
  • совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
  • профилактика «синдрома эмоционального выгорания»;
  • формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия учителя с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса и т. д.

       Работа по внедрению активных методов и форм в методической работе в нашем дошкольном учреждении началась с 2007 года на первых этапах реализации программы развития «Здоровья». Педагогическому коллективу потребовалось решать возникшие новые проблемы. К ним в том числе  относились и проблемы в изучении нового материала педагогическими работниками, формирование обновленной предметно-развивающей среды. Традиционные формы методической работы приносят свои плоды, но когда информации достаточно много, её усвоение  затрудняется. В этот период и были введены первые «активные» методы обучения. (Деловые, ролевые игры; имитация конкретной ситуации; дискуссии, тренинги и тд). Далее количество и сложность активных форм увеличивалась.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • использование деятельностного подхода 
    к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

      С помощью активных методов обучения можно развить в педагогах способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

     Главным концептуальным положением, в соответствии с которым я планирую и  организую методическую деятельность – продуктивность, творчество и усложнение. Уходит в прошлое позиция «Эта тема мне близка…» в самообразовании. На первый план выступает «Это  трудно, а значит интересно…».    Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми.

       Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на использовании активных методов обучения, проведенные в нашем дошкольном учреждении с 2007-2011 гг

 

  • Имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • Имитация рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • Разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки дет-ских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • Интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Особое внимание хочется уделить таким методам как дебаты, аукцион    педагогических идей, метод педагогического проекта, игровое моделирование, коллективно-творческая деятельность (КТД) как наиболее сложные и требующие продолжительной подготовки .

         Одной из организационных форм методической работы, обеспечивающей развитие творческой активности и личностных качеств педагогов, повышение их квалификации и профессионализма, являются дебаты.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.

По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

С нашей точки зрения, дебаты – организационная форма проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и ком­муникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Это качество позволяет использовать дебаты как в процессе организации методической и экспериментальной работы непосредственно в ДОУ, так и в учреждениях повышения квалификации работников образования.

Данная форма позволяет:

  • вовлечь в диалог всех педагогов;
  • концентрировать внимание участ­ников и зрителей на содержании проблемы;
  • избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения, отступления от обсуждения главной проблемы, ради второстепенной;
  • исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы с педагогами.

          Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

          Педсовет в форме коллективной творческой деятельности  (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении  и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.                            

Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. В  проведении КТД большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

       Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование у педагогов следующих специальных проектных умений: проблематизация; целеполагание; планирование; прогнозирование; рефлексия и самоанализ.

       Невозможно сегодня говорить о повышении профессиональной компетентности педагогов в ДОУ без обобщения позитивного(передового) педагогического опыта

       Аукцион педагогических идей – основная цель – обобщение и распространение передового педагогического опыта. К сожалению, в коллективах все еще присутствует такая проблема как «страх» перед публичными выступлениями. Данная форма помогает решить и эту проблему. Ведь педагогу надо представить так свою работу, чтобы коллеги захотели «купить» её.

3. Результаты по внедрению активных форм в методической работе

        Нельзя оставить без внимания  подход к выбору методов и форм методической работы с педагогами ДОУ, так как оказание действенной помощи каждому педагогу возможно лишь при осуществлении дифференцированного подхода. Обеспечить это и проанализированть результаты позволяет проведение педагогической диагностики .

    Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педкадрами и дальнейшего анализа педагогического процесса является анализ кадрового обеспечения

           По результатам проведенного анализа воспитатели разделились на четыре  группы: к первой группе  отнесены педагоги с высоким профессиональным мастерством. У данной группы высоко развито сознание необходимости систематической работы над собой. Активное участие в методической работе

Вторую группу составили воспитатели группы совершенствования профессионального мастерства У них имеются определенные наработки в одном направлении. Анализ недостатков собственной педагогической деятельности. Участие в методической работе по поручениям.

Третью группы составили воспитатели в «процессе» становления мастерства. Имеются отрывочные наработки. Значительные затруднения в подведении итогов собственной деятельности. Последняя группа – группа особого контроля, куда вошли молодые специалисты. Дать полный анализ развития профессионального мастерства достаточно сложно по причине нестабильности данной группы. Увольнения, уход специалистов в отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет исключает возможность непрерывного образования и самообразования. Поэтому результат работы коллектива будет более объективным, если его отслеживать по трем группам.

 

    На основе изучения,  общих результатов по диаграммам,  следует сделать следующие выводы:

  1. За последние четыре  года количественный состав педагогического коллектива увеличился, также возросло количество педагогов – специалистов (появились такие специалисты, как педагог доп образования ИЗО, второй музыкальный руководитель) 
  2. Также  повысился образовательный уровень педагогов за счет продолжения получения образования в высших учебных заведениях и  приема на работу педагогов с высшим образованием.
  3. Квалификационный уровень педагогического коллектива постепенно  растет: увеличилось число аттестованных педагогов с высшей, первой и второй квалификационной категорией, а воспитателей без категории, в процентном соотношении, стало – меньше.
  4. Анализ стажа педагогов показал, что к концу 2013 года в  коллективе 71% педагогов имеющих стаж работы от 11 и более лет.

    Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что  педагогический коллектив ДОУ с 2008 по 2013 учебный год, изменился не только в количественных, но и качественных показателях:

ü  возросла профессиональная подготовка педагогов (за счет обучения на курсах повышения квалификации);

ü  многие воспитатели аттестовались,

ü  педагоги овладели современными подходами в воспитании и обучении детей через прохождение курсов повышения квалификации, разнообразных форм самообразования,  городских мероприятий и методической работы на базе ДОУ.

 

           Мы не исключаем значения традиционных форм передачи информации, таких как доклады, рефераты и тд., действительно при подведении итогов работы по какой либо теме или завершении программы развития ДОУ, где требуется основательная аналитическая работа сложно представить Деловые игры, аукционы. Здесь приходит на помощь такая форма как   научно-практическая конференция, которую  можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения. В данной форме происходит обсуждении проблем касающихся окружающего социума. Способствует внесению  предложений к выработке решений.

Заключение

Главная цель  в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

            Для реализации поставленной цели предполагается решение задач в рамках следующих приоритетных направлений:

— доступность дошкольного образования;

— обеспечение здоровья детей;

-развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;

— развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста;

— обеспечение качества дошкольного образования;

— повышение эффективности кадрового обеспечения;

      Благодаря введению активных методов обучения значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений. Обобщение опыта работы нашего коллектива, по данным направлениям привело к тому, что мы стали более инициативны, активно внедряющие инновационные образовательные программы. Часто говорят, коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так,  педагог – воспитатель он руководитель своего особого коллектива, коллектива воспитанников, которые подражают его  инициативе, перенимают способность целеполагания, планирования.

Панышева Юлия Сергеевна 

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. 

 Владимир Даль