7+

Консультация. Цвет и дети

colored-pencils1 

Тема: Цвет и дети.         

    Разговор с детьми о цвете возможен лишь в том случае, если взрослый знает язык цвета. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека и многое другое сформировали основы цветоведения. Слово «цветоведение» на первый взгляд кажется сложным, но все становится ясным в расшифровке. Произнесите его по слогам: цве — то- ве- де- ни- е или еще короче- цвето- ведение. Ведать цветом. Ведать значит знать. Используя знания о цвете можно развивать чувство прекрасного у детей, которое придет к ним через цвет.

     В работе  с цветом педагог должен учитывать, что:

  • цветовые предпочтения у детей с возрастом меняются;
  • цвет помогает усваивать ребенку новую информацию;
  • цвет для детей – средство выражения эмоций, которые порой трудно выразить словами;
  • цвет – это область, в которой дети начинают утверждать себя.

 

    Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет, затем постепенно учатся воспринимать другие цвета – желтый, зеленый, оранжевый.

    Освоение ребенком цвета начинается с беспорядочных цветных каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может держать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом упражняют руку малыша, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Первым цветовым выбором может быть цвет, который предложил взрослый: «Солнышко желтое. Выбери желтую краску, найди ее».

    В раннем и младшем возрастах все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, и его интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет пока может ассоциативно не связываться с эмоциями, настроением. Детей этого возраста привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся упорядоченными, движения кисти – уверенными и точными. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, игрушки, овощи.

    В возрасте от 2-х до 3-х лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им еще не знаком. Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, формированием образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и «образ» пятна.  Они рисуют одно пятно с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Цвет и форма нарисованного пятна вызывают у них определенные ассоциации. Лист бумаги, закрашенный в какой либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из внешнего подобия, а из характера линии, пятна, штриха. Например, выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, точки, пятна. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». – «Какого он цвета?» – «Черный, потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая: «Желтый. Потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен. Разница лишь в том, что ребенок дает характеристику цвету и высказывает свое отношение к нему. 

     К концу третьего года жизни процесс рисования существенно меняется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно – смысловой стороны деятельности маленького человека. Ребенок ужу может самостоятельно выбрать красный, желтый, зеленый цвет. При этом под определением красного цвета могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», — скажет вам ребенок.   Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация. Разумеется у всех детей она может быть разной, но есть и наиболее часто встречающиеся.

 Например:

                               красный – Дед Мороз, помидоры;

                              оранжевый – апельсин;

                              желтый – солнце, цветок;

                             зеленый – лягушка, трава;

                             голубой – небо, вода;

                             синий – море;

                             фиолетовый – баклажан свекла.

      К четырем – пяти годам, как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает усваивать ему новую информацию. На этом этапе обучения педагог не только использует задания по цветоведению, но и обращает внимание ребенка на роль цвета в окружающей жизни. Так, вывески и цветовое оформление сети закусочных «Макдоналдс» умело сочетают красный и желтый цвета, чтобы привлечь маленьких покупателей. Для ребенка это цвета не только яркие, но и «вкусные», приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится.  Причем воздействие цвета на мальчиков и девочек будет различным. Так, девочки в числе наиболее приятных цветов назовут розовый, красный, фиолетово – сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому, зеленому.

     В художественной живописной работе восприятие пятна у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Изображение понравившегося в большинстве случаев сходно. Цвета выбираются яркие и чистые, в разнообразном сочетании. То, что не нравится детьми изображается небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, темно – коричневые образы животных, людей.

      Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся нам более привлекательными для зрения. Темные – тревожные, несущие опасность. Ведь если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами, например голубое небо, яркая зелень, — улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона подсознательно ассоциируются у человека с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» многократно возрастает.

      Все эти свойства цвета интереснейшим образом обыгрываются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для самих себя колористические решения. Особенно привлекает детей гуашь.

      Быстро написанный гуашевыми красками рисунок может быть с легкостью покрыт новым слоем краски.  Комбинируя различные техники письма, материалы, фон можно добиться различных вариантов колорита. Интересными могут быть по колориту работы выполненные гуашью на цветной бумаге. Манера письма детей тоже очень индивидуальна. Малыши стараются крепко держать кисть в руках, сильно нажимая на нее. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Иногда в таких загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы.  Такие детские работы могут быть отобраны на выставки. Постепенно ребенок овладевает навыками работы кистью  и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит.

       Цветовое звучание картины зависит от многих слагаемых. Э то в первую очередь манера письма (рисует кончиком кисти или всей ее плоскостью). Многое зависит от качества, фактуры кисти (кисти могут быть, к примеру, жесткими, клеевыми или мягкими, беличьими). Важно и то, в каком количестве набирается краска, сколько используется воды для ее разбавления. Изменяя способы рисования, дети передают в живописной работе перспективу, светотень, блики.  Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог им еще не рассказал.   

      Мышление ребенка более образно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, может превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у малыша разочарование и может оттолкнуть его от занятия живописью.                                            

 Бедарева. Н. В.