7+

Занятия артикуляционной гимнастикой дома.

 

Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике

 Упражнения выполняются перед зеркалом.

На каждом занятии разучивается 3-4 новых упражнения.

Главным требованием является выработка умения:

♦  удерживать   нужную   артикуляционную   позу правильно в течение определенного времени, например, под счёт от одного до пяти;

♦   точно выполнять движения;

♦ следить за  равномерным участием левой  и правой   половины  языка,   губ  в  выполнении движений.

Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5-7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом. Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, со­ветуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т.д. Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно про­водить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике»-ротике, «заборчике»-зубках: о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».

Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Общие артикуляционные упражнения

Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, мыш­цы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно ок­репли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

 

Название

Цель

Описание

 

«Голодные птенцы»

Вырабатывать умение удержи­вать широко открытый рот в течение не­скольких секунд.

Под слава взрослого «Раз, два,  три,   четыре,   пять» ребёнок держит рот ши­роко раскрытым.

Ротик закрываем и после этого вместе произносим: «Можно    ротик    закры­вать».

 

«Рыбка»

Вырабатывать умение удержи­вать сомкну­тые губы в те­чение несколь­ких секунд.

Под слова взрослого «Раз, два,  три,   четыре,  пять» ребёнок держит рот за­крытым, губы напряжённо сомкнутыми.

 Ротик открываем и после этого вместе произносим: «Можно    ротик    откры­вать».                  

«Голодные птенцы»

«Рыбка»

Научить чере­довать произ­вольное откры­вание и закры­вание рта.

Под   неторопливый   рит­мичный    счёт    взрослого «Раз — два, раз — два» ребё­нок открывает и закрыва­ет ротик.

 

«Белочка грызет орех»

 

Вырабатывать умение   плотно смыкать   верх­ние   и  нижние зубки

Взрослый считает: «Раз,   два,   три,   четыре, пять   —  мы   как  белочки опять». Ребёнок, широко улыбнувшись, щёлкает зуб­ками. После этого произ­носим вместе: «Раз,   два,   три,   четыре, пять   —  мы   как  девочки (мальчики) опять».

 

«Лягушка»

Вырабатывать умение удержи­вать   длитель­ное время губы в улыбке, зубки плотно сжаты.

Ребёнок удерживает улыб­ку,  взрослый комментиру­ет:

«Подражаем мы лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам, Мы потянем, мы потянем … (Затем вместе с ребёнком)

 

«Слоник»

Вырабатывать умение вытяги­вать губы трубочкой   вперёд, одерживая их в паком положении длительное время.       Зубки должны    быть плотно      сжатыми.

Ребёнок удерживает губы, вытянутые     «хоботком». Взрослый комментирует: «Подражаю я слону, Губы хоботком тяну. Потяну и перестану… И нисколько не устану» Последние  слова произно­сятся вместе с ребенком.

«Лягушка»        

 «Слоник»          

 

Научить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых        в трубочку

Под     ритмичный     счёт взрослого: «Раз — два, раз -два» ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягива­ет их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.

 

Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.

А теперь поупражняем мышцы языка…

 

Название

Цель

Описание

 

 

«Язычок на  прогулке»

Вырабаты­вать     умение поднимать язычок вверх, к носику;   опус­кать   вниз,    к подбородку; двигать  им  в стороны,     от одного      угла рта к другому.

Поднимаем   язычок   вверх, тянемся к носику: «Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек,  светит ли солнышко». Опускаем язы­чок вниз, тянемся к подбо­родку: «Язычок смотрит на землю — нет ли луж после дождя».   Ведём   кончиком языка от одного угла рта к другому: «Язычок оглядыва­ется по сторонам на доми­ки своих соседей»

 

 

«Скалолаз»

Вырабаты­вать     умение быстро    пере­мещать кончик языка из ниж­него    положе­ния в верхнее.

«Представь,     что    перед язычком стоит лесенка, ему нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к но­сику, и тут же опуститься вниз, к подбородку». Упражнение можно сопро­вождать ритмичным счё­том:

 

 

<4 Часики»

Вырабаты­вать     умение чередовать движения язы­ка  от  одного уголка  рта   к другому.

Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к дру­гому,   не  касаясь  нижней губы: «Бьют часы на старой башне: Тик-так, тик-так. А стенные побыстрее: Тики-таки, тики-таки. А карманные спешат: Тики-тики-тики-так!»

 

 

«Борцы»

Вырабаты­вать    умение удерживать язычок        за верхними и за нижними зуб­ками.

Рот     широко     открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. «С язычком случилось что-то Он толкает зубы, Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы». Затем  толкаем   изнутри нижние зубки.

«Накажем непослушный язычок»

Вырабаты­вать    умение удерживать язык расслаб­ленным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлё­пать  его  верхней губой, затем покусать зубками. «Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА»

           

                                 Звук «ЛЬ» Специальные артикуляционные упражнения

Упражнения данного комплекса выполняйте ежеднев­но, в течение 10 -15 минут, перед зеркалом.

Вспомните, пожалуйста, упражнения.

 

«Лягушка»

 

«Язычок смотрит вверх»

 

«Борцы»

 

Название

Цель

Описание

 

«Почистить верхние зубки

Учить   детей удерживать кончик   языка за     верхними зубками.

Рот открыт. Ребёнок во­дит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сто­рону, затем по передним резцам сверху вниз.

 

«Парус»

Учить   детей удерживать кончик   языка за     верхними зубками.

Под счёт взрослого «Раз,   два,   три,   четыре, пять — можно парус под­нимать» ребёнок удержи­вает кончик языка за верх­ними зубками; под счет «Раз,   два,   три,   четыре, пять — можно парус опус­кать» язычок опускается, ротик закрывается.

 

«Кошка лакает молоко»

Вырабаты­вать    умение загибать кон­чик     распла­станного язы­ка вверх.

Производим   лакательные движения под счёт взрос­лого: «Раз, два, три,  че­тыре, пять — мы как ко­шечки опять». После это­го    произносим    вместе: «Раз,   два,   три,   четыре, пять  — мы   как  девочки (мальчики) опять».

 

 

«Индюк-болтун»

Вырабаты­вать    умение загибать кон­чик     распла­станного язы­ка вверх.

«Болтаем»   широко  рас­пластанным   языком   по верхней губе,  как бы по­глаживая её: «БЛ-БЛ-БЛ»

 

                                                                                     Звук «С»

Специальные артикуляционные упражнения

Упражнения данного комплекса выполняйте еже­дневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

Вспомните, пожалуйста, упражнения: 

 

«Лягушка»

 

«Язычок смотрит вверх»

 

«Борцы»

 

Название

Цель

Описание

 

«Трубочка»

Учить сворачивать язык в трубочку.

Распластайте язык,  сде­лав его широким. Не полу­чается?   Попросите   ре­бёнка пошлёпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Затем    нужно    «пропус­тить»     широкий     язык сквозь   губы,   вытянутые вперёд трубочкой. Если и после этого не по­лучается, можно поднес­ти к языку пузырёк и по­дуть (посвистеть) в него.

 

«Почистить нижние зубки

Учить   детей удерживать кончик   языка за     нижними зубками.

Рот открыт. Ребёнок во­дит   кончиком  языка  по нижним   зубам   изнутри, сначала из стороны в сто­рону, затем по передним резцам сверху вниз.

 

«Кошка сердится, выгнула спинку»

Учить детей удерживать кончик языка за    нижними зубками, а спинку языка при этом вы­гибать      впе­рёд.

Рот    приоткрыт,     губы растянуты в улыбку. Кон­чик     языка     упирается изнутри в нижние зубки, «цепляется» за них. Спин­ка языка выгибается впе­рёд и округляется: «Раз, два, три, четыре, пять -мы как кошечки опять». «Раз,   два,   три,   четыре, пятьмы   как девочки (мальчики) опять».

 

«Катушка»

Учить   детей удерживать кончик языка за     нижними зубками, а спинку языка при этом вы­гибать     впе­рёд

Рот    приоткрыт,     губы растянуты в улыбку. Кон­чик языка упирается  из­нутри   в   нижние   зубки, «цепляется» за них. Спин­ка языка выгибается впе­рёд и округляется. В отличие от предыдуще­го   упражнения,    делаем движения языком вперёд и назад, имитируя движе­ния катушки.

 

Звук «Л» Специальные артикуляционные упражнения 

Упражнения данного комплекса выполняйте еже­дневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом. 

Вспомните, пожалуйста, упражнения: 

 

«Лягушка»

 

«Слоник»

«Накажем непослушный язычок»

Мы прижмем язык зубами: ТА-ТА-ТА.

 

Название

Цель

Описание

 

 

«Почистишь верхние зубки

Учить   детей удерживать кончик языка за     верхними зубками.

Рот открыт. Ребёнок во­дит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сто­рону, затем по передним резцам сверху вниз.

 

 

«Парус»

Учить   детей удерживать кончик   языка за     верхними зубками.

Под счёт взрослого: «Раз,   два,   три,   четыре, пять — можно парус под­нимать», ребёнок удержи­вает кончик языка за верх­ними зубками. Под счет «Раз,   два,   три,   четыре, пять — можно парус опус­кать» язычок опускается, ротик закрывается.

 

 

«Кошка лакает молоко»

Вырабаты­вать    умение загибать кон­чик     распла­станного язы­ка вверх.

Производим   лакателъные движения под счёт взрос­лого «Раз, два, три, четы­ре, пять — мы как кошечки опять». После   этого   произносим вместе: «Раз,   два,   три,   четыре, пять — мы  как девочки (мальчики) опять».

 

«Индюк-болтун»

Вырабаты­вать    умение загибать кончик распластан­ного      языка вверх.

«Болтаем»   широко  рас­пластанным   языком   по верхней губе,  как бы по­глаживая её: «БЛ-БЛ-БЛ»

 

Звук «Ш»

Специальные артикуляционные упражнения 

Упражнения данного комплекса выполняйте еже­дневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом. 

Название

Цель

Описание

 

«Испекли мы вкусный блин»

Учим удержи­вать язык рас­пластанным.

Распластайте язык, сделав его широким. Не получает­ся? Попросите ребёнка по­шлёпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Широкий    передний    край языка лежит  на  нижней губе под счёт до пяти.

 

«Мороженое»

Учить    детей «заворачи­вать» широкий передний   край языка на верх­нюю губу.

Нужно распластать  язы­чок и выдвинуть его вперёд. Широким краем языка обли­зываем сразу всю верхнюю губу,  делая движения язы­ком сверху вниз. Повторяем упражнение несколько раз, представляя при этом, что испачкали губы в сладком мороженом.

 

« Чашечка»

Учить    детей удерживать язык   с   загнутым вверх пе­редним и боко­выми     краями некоторое вре­мя.

Рот приоткрыт, губы ок­руглены.  Выдвигаем широ­кий язык вперёд и загибаем передний и боковые его края вверх. Удерживаем язычок в таком положении под счет «Раз,    два,   три,    четыре, пять    —    делай    чашечку опять»; «Раз, два, три, че­тыре, пять — чашки нужно убирать».

 

«Снежинка»

Учить   детей дуть на язык, края которого загнуты вверх.

Язык принимает положе­ние «чашечки». Ребёнку на кончик носа кладётся лёг­кая ватка — «снежинка». Дуем на язычок — «чашеч­ку» и добиваемся,  чтобы ватка летела вверх: — Чья выше?

 

Звук «Р» Специальные артикуляционные упражнения 

Упражнения данного комплекса выполняйте еже­дневно, в течение 10 -15 минут, перед зеркалом.

Название

Цель

Описание

 

«Почистить верхние зубки

Учить   детей удерживать кончик   языка за     верхними зубками.

Рот открыт. Ребёнок во­дит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сто­рону, затем по передним резцам сверху вниз.

 

«Лошадка цокает копытами»

Учить   детей прижимать спинку языка к нёбу и, отпус­кая   его,    цо­кать.

Рот приоткрыт, губы рас­тянуты в улыбку. Громко, — то быстро,   то медленно «цокаем» языч­ком, как лошади цокают копытами по мостовой. «Раз,   два,   три,   четыре, пять — как лошадки мы опять». «Раз,   два,   три,   четыре, пять — мы  как девочки  (мальчики) опять».

 

Грибок

Учить   детей прижимать спинку языка к  нёбу,   неко­торое    время удерживая его в этом поло­жении.

Ром приоткрыт, губы рас­тянуты в улыбку. Громко «цокаем» язычком всё медленнее и медленнее. Затем  просим  оставить язык наверху, крепко при­жав его к нёбу. Обращаем   внимание   на то, как распластана спин­ка языка и как натянута подъязычная связка.

 

«Гармошка»

Учить   детей прижимать спинку   языка к нёбу и рас­тягивать при         этом подъязычную связку.

Рот приоткрыт, губы рас­тянуты в улыбку. Громко «цокаем» язычком всё медленнее и медленнее. Затем  просим  оставить язык наверху, крепко при­жав его к нёбу. Открывая и закрывая рот, видим,  как натягивается подъязычная связка.

 

«Дятел»

Вырабаты­вать    умение удерживать язычок на бугорках за     верхними зубами.

Рот     широко     открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зу­бами: ДЭ-ДЭ-ДЭ. Отдыхаем и опять сту­чим,   объясняем  ребёнку, что дятлы очень трудо­любивы.

 

«Заведи мотор»

Вырабаты­вать    умение удерживать язычок на бугорках за     верхними зубами.

Рот     широко     открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зу­бами: ДЭ-ДЭ-ДЭ. В это время подталкиваем кончик языка снизу чисто вымытым пальчиком: ДЭ-ДЭ-ДР-Р-Р