7+

Значение и задачи музыкального образования

Музыкальный руководитель Середкина Анастасия Сергеевна
Музыкальный руководитель
Середкина Анастасия Сергеевна

                                  

 

Значение и задачи музыкального образования

 

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный  период  чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает  будущая  мать,оказывает влияние на самочувствие ребенка.

 

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы

 

    Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры  –  т.е.музыкальное воспитание нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте.  Отсутствие полноценных  музыкальных  впечатлений  в   детстве   с   трудом   восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения  речью,  для  которой  необходима  речевая  среда,  чтобы полюбить  музыку,  ребенок  должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроения.  Известный  фольклорист  Г.М.Науменко  писал:  «…   у   ребенка, попадающего  в  социальную   изоляцию,   происходит   задержка   умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает,  общается  с ним. И какую звуковую  информацию он впитает в себя в раннем  детстве,  та  и будет основным опорным  поэтическим  и  музыкальным  языком  в  его  будущем сознательном  речевом  и  музыкальном  интонировании.  Становится  понятным, почему  те  дети,  которых  укачивали  под   колыбельные,   воспитывали   на  пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с  которыми  играли,  исполняя  потешки,  по  многочисленным  наблюдениям,  наиболее  творческие   дети,   с развитым музыкальным мышлением …»

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  «Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  Дошкольный  возраст  чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего  духовного становления».

 

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о  чувствах  человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая  всю  гамму  чувств  и  их  оттенков может расширить эти представления.  Помимо  нравственного  аспекта, музыкальное воспитание имеет  большое  значение  для  формирования  у  детей эстетических  чувств:  приобщаясь  к  культурному   музыкальному   наследию, ребенок  познает  эталоны  красоты,  присваивает  ценный   культурный   опыт  поколений.  Музыка  развивает  ребенка  и  умственно.  Помимо  разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа  о  ней  включает характеристику  эмоционально-образного  содержания,  следовательно   словарь детей  обогащается  образными  словами   и   выражениями,   характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту  звуков в мелодии  так  же  предполагает  умственные  операции:  сравнение,  анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на  музыкальное,  но и на общее развитие ребенка.

 

Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

                                                              Подготовила: музыкальный руководитель Серёдкина Анастасия Сергеевна