7+

Конспект «Масленичный день – Лакомка»

Конспект о дополнительному образованию «Почемучки»

«Масленичный день – Лакомка»

(третий день проекта «Масленичная неделя»

Составила: Суворова А.С

Воспитатель подготовительной группы

Цель: Образовательная:

  • Расширять знания детей о календарных праздниках, в частности «Масленицы», способствовать формированию у детей представлений о русской культуре, желание самим участвовать в праздничном веселье, получая от этого радость, хорошее настроение.
  • продолжать знакомить с различными свойствами веществ: текучесть, вязкость, плавучесть, растворимость;
  • Ввести понятие «плотность жидких веществ».
  • Учить детей смешивать разные по составу вещества.

             Развивающая:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;

             Воспитательная:

  • Воспитывать любознательность, доброжелательность, аккуратность, взаимопомощь.

Материал и оборудование: мука, сахар, молоко, мед, вода, растительное масло, яйцо,соль, макаронина, металлический шуруп, пластмассовый мяч, пластиковые стаканы, венчики по количеству детей, фартуки и косынки.

 Предварительная работа: беседа о праздновании Масленицы, разучивание масленичных песен, игр, проведение элементарной деятельности по свойству веществ.Знакомство детей с многообразием русской речи – блины «поспели», ноздреватые и др

 Словарная работа:  названия масленичных дней – встреча Масленицы, Заигрыш, Лакомка, текучесть, вязкость.

 Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, показ, демонстрация, объяснение, эксперимент,  художественное слово.

 Хозяюшка: Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы прощаемся с зимой, встречаем  «Широкую масленицу». ( на столе  закрытый  салфеткой продуктовый набор: мед, сахар, масло растительное и тд).

Ой а кто это ко мне в гости пришел?

 Хозяюшка:  Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!  Здравствуйте! Приглашаем всех на масленицу веселую! (приглашает на стулья)

Ребенок:  Гостей давно мы ждем- поджидаем,

         Масленицу без вас не начинаем.

         Удобно ли вам, гости дорогие?

         Всем ли видно, всем ли слышно?

         Пусть проходит праздник пышно!

 

1 ребенок: В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.

  1. ребенок: Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица — это праздник встречи с солнышком.

Хозяюшка:

  1. На что блины похожи, с чем их сравнивают?

Дети: Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни — придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти.

  1. Какие пословицы о Масленице вам известны? 

Дети:

  • Без блинов — не Масленица, Без пирогов — не именины.
  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюхо не расколет.
  • Первый блин — комом, второй — с маслом, а третий — с квасом.
  1. Масленица начинается в понедельник, который называется.

Дети: Встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

Хозяюшка:  Сегодня у нас третий масленичный день — лакомка. В этот день зятья — папы — приходят на блины к тещам — маминым мамам, а вы пришли в гости ко мне. А я не успела напечь блины! Некоторые продукты – то у меня есть. Вот посмотрите на столе у меня приготовлены продукты. Дети рассматривают:

Хозяюшк:  Давайте вспомним, что мы знаем о них

Мед он какой (желтый, сладкий, тягучий),

Вода (жидкая , без вкуса, без цвета, без запаха)

Масло растительное (жидкое, желтое, с запахом)

Мед – льется, вода – льется, масло – льется, значит они жидкости

Хозяюшка:  Как вы думаете, чем отличаются эти жидкости друг от друга?

Дети: по цвету, по тягучести, запаху

Хозяюшка:  А еще они отличаются по плотности. Вот смотрите

ОПЫТ 1 Башня плотности

В этом опыте будет видна разность плотности жидкостей.
Реквизит:
— высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка
— 1/4 меда
— 1/4 стакана водопроводной воды
— 1/4 стакана растительного масла
— разные мелкие предметы: кусочек сухой макаронины, пластмассовый шарик, металлический шуруп
Подготовка:
Налеваю в стеклянную банку сначала мед, потом растительное масло, затем воду. Вещества не смешаются, а расположились слоями: сначала растительное масло растеклось над медом, затем вода прошла сквозь масло и стала вторым слоем. Это произошло потому, что три жидкости имеют разную плотность, а значит и разный вес.

Результат: Растительное масло самое легкое, поэтому его слой располагается вверху. Мед остается на дне. так как его плотность самая высокая.

Как интересно, а что будет если мы попробуем опустить туда разные предметы?По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы. (кусочек сухой макаронины, пластмассовый шарик, металлический шуруп)
Дети: высказывания  и предположения детей по поводу увиденного.

Результат:
Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые «зависнут» прямо посередине сосуда.

    23456                            

Пластмассовый шарик,  макаронина, металлический шуруп

Вывод: Чем тяжелее вещество тем оно плотнее.

А как вы думаете, каких продуктов нам не хватает чтобы приготовить тесто для блинов.

(ответы детей)

Хозяюшка  Не хмурьтесь и не скучайте, светлою радостью праздник встречайте. А ну-ка, в круг вставайте, игру начинайте.

Игра «Гори, гори ясно»

Хозяюшка: Блины, которые пекутся на Масленицу, – символ солнца, наступающей весны. Блины пекут в каждом доме, за неделю съедается горы блинов. С чем их только не едят:

Дети: с маслом, с медом, с икрой, со сметаной

Хозяюшка: А хотите сами приготовить тесто для блинов.

Дети: ДА (Приглашет детей за стол)

ОПЫТ 2. «Замесим тесто»

Для того , чтобы приготовить тесто для блинов нам понадобится?

Дети :  1 яйцо,  1 ст.л сахара, немного соли, 1 стакан молока, 5 столовых ложек муки. (Воспитатель демонстрирует приготовление теста, с использованием народных наговоров и прибауток, обращает внимание на то тесто бывает густым и жидким в зависимости от количества жидкости в нем.

Далее дети самостоятельно готовят тесто.

ОПЫТ 3 «Взаимодействие веществ» Сода+лимон

А для того чтобы тесто было пышным, ноздреватым и все в дырочку в народе есть один маленький секрет. Внимательно следите за моими действиями. Я беру одну чайную ложку соды и добавляю несколько  капель сока лимона. Посмотрите, что происходит?

Ответы детей

Сода взаимодействует с соком и происходит её вспенивание.

Вывод: Вещества взаимодействуют друг с другом. Они могут растворятся, смешиваться, некоторые вещества никогда не смешиваются друг с другом (масло остается на поверхности).

Хозяюшка: Наше  чудесное тесто готово, посмотрите какое оно, а из чего мы заводили тесто?

Дети: мы добавляли яиц, муки, масла. А еще для того чтобы тесто было пышным мы добавили соду и лимон и тд ответы детей.

 А теперь мы его отдадим повару нашего детского сада, чтобы они испекли нам блинов (Отдает повару и возвращается)

Дети исполняют песню «Ой блиночки мои»

(воспитатель садит детей на ковер возле себя)

Хозяюшка: Ой а блины –то попели, посмотрите какие они какие красивые…

Дальнейшие ответы детей.

Давайте и мы угостим наших гостей блинами.

(Дети угощают гостей, прощаются и уходят в группу)