7+

«Звездочки» группа № 8 (старшая)

Воспитатель: Ондар Елизавета Кылын-ооловна  Воспитатель: Стаценко Наталья Ивановна
Слайд1 Слайд2
Слайд3 Слайд4
Слайд5 Слайд6
Слайд7 Слайд8

 

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего.

Консультация для родителей

Ондар Е.К. воспитатель группа №8

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познание закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится  как «проба, опыт».
Он является наиболее развивающим, соответствует особенностям психического и физического развития ребёнка. 

Наряду с игрой экспериментирование является ведущим видом детской деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как Н,Н. Подьяков, М.В.Кларин.

В основе любого знания ребёнка об окружающем мире лежит исследовательское поведение, с помощью которого ребёнок быстро и легко осваивает этот мир. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вся деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, сочинение слов или конструирование является экспериментированием. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий. Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. 

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Задача окружающих ребёнка взрослых – помочь ему в этом.

Роль воспитателя заключается в создании условий, способствующих формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. 

Для этого в своей группе  уголок экспериментирования пополняеть новыми необходимыми материалами, играми и пособиями что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. 

Так же для успешной работы подбирать иллюстрации для рассматривания с детьми по темам, художественная и педагогическая литература; изготовить картотеки
·         «Стихи и загадки о явлениях живой и не живой природы» 
·         «Игры с элементами экспериментирования» 
·         Игры – эксперименты,  направленные на сенсорное развитие»
·         «Экологические игры»
·         «Эксперименты в домашних условиях»
·         «Опыты в домашних условиях» 

В детском саду создаются специальные условия для проведения детьми опытов и экспериментов (детская лаборатория, уголки поисково – исследовательской деятельности. Дети наблюдают за явлениями и объектами живой природы, знакомятся  с предметами и явлениями неживой природы, изучают свойство материалов природного мира. Но ни одну  воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с семьёй, взаимопонимания между родителями и педагогами.
Для родителей необходимо готовить  информацию  и консультации  по теме.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. 

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. 

Эксперименты бывают мысленными и реальными. 

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий. 

Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет. 
  Например: игровой макет «На морском дне» цель обогащения знаний о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания. 
Поскольку, непосредственно изучить этот объект мы не можем, можно отправиться в виртуальное путешествие по морскому дну: читать книги, рассматривать  иллюстрации. 
Свои впечатления дети  могут отражать  в рисунках, создать альбом «Морское царство». 
Разработать дидактические игры «Угадай по описанию», «Сколько ракушек на дне». 
Дети с большим удовольствием будут, играют с макетом, рассказывать новые факты о морских обитателях, задавать вопросы.

— «У подножья гор».
— «Саванны».
— «Морское дно».
— «Речные обитатели».
         — «Паутинка».

Эксперименты с реальными объектами.
Это, конечно, самые интересные эксперименты, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

  • Эксперименты с водой

«Определяем плавучесть предметов»

Предложить детям собрать по десять обычных предметов (яблоко, болтик, деревянный брусок, пластиковый конструктор и т.д.)
Сначала  выстраиваем гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие тонуть, затем эти гипотезы постепенно проверяли.

«Как вода исчезает».
 Берутся  разными предметами: губка, газета, полотенце, полиэтилен, кусочек дерева, кусочки разной ткани. Потом аккуратно, чайной ложкой поливаем эти предметы.
 Выясняем, какие предметы впитывают воду, какие нет? Какие предметы лучше впитывают.

«Вода может быть твердой. Лед тает, превращаясь в воду»
Замораживаем воду в ячейках из-под конфет. Получаются льдинки разной формы. А если добавить в воду немного краски, то и разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. Когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то было видно, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются причудливым образом, делая кусочек льда все меньше и меньше.

  • Опыты с воздухом.

«Как увидеть и услышать воздух»
С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна.

  • Мыльные пузыри.

Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями.  Берём блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую-нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом.

  • Эксперименты с природным материалом.

Здесь огромное поле для экспериментирования. Привычные предметы (шишки, листья, овощи и т.д.) обретают новую форму и содержание.

  • Эксперименты с различными материалами, в том числе бросовым материалом (бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, разного рода коробочки, бутылочки)
  • Изучая свойства бумаги, различные приемы ее использования можно создать мини-музей бумажных поделок «Чудеса из бумаги».

В ходе создания поделок дети экспериментировали с различными ее видами.К новому году оформили выставку «Зимняя сказка»

  • Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется вхудожественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами.

В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. 
Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

         Проведение экспериментов практиковать  можно и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-рисование на снегу цветной водой;
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок (летом);

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. 
Детям необходим  определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление упознанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
 И хочется закончить свой семинар  китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!