7+

Учебные планы, направления обучения

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ на 2017-2018 уч.год

Для общеобразовательных групп

В МБДОУ Детский сад № 5 «Рябинка» реализуется основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 5 «Рябинка» города Кызыла Республики Тыва. (принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2016 года) с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В группах комбинированной направленности дополнительно реализуется программа коррекционной направленности «Программа логопедической работы по преодолению обще- го недоразвития речи у детей» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Учебный план МБДОУ Детский сад № 5 «Рябинка», разработан в соответствии с:

 — Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— ФГОС ДО (утвержден Приказом № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

— Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26; — Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Учебный план МБДОУ Детский сад № 5 «Рябинка», является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий. Учебный план отражает специфику МБДОУ Детский сад № 5 «Рябинка»: учёт особенностей возрастной структуры – в ДОУ функционируют 13 групп: 3 —  2 младшего возраста (3-4 года), 2 — среднего возраста (4-5 лет), 3 — старшего возраста (5-6 лет), 5- подготовительная к школе группа (6-7 лет), 2 – комбинированной направленности (5-6 лет, 6-7 лет).

 В структуре Плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.

  1. Инвариантная (обязательная) часть — не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части Плана определено минимальное количество занятий, отведенное на образовательные области, определенные в приказе № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Инвариантная (обязательная) часть обеспечивает планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16. Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Продолжительность учебного года составит 36 недель.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.11.9, 11.10, 11.11,11.12), продолжительность организованной образовательной деятельности (далее ООД):

 — во второй младшей группе (с 3-4 лет) не более 15 минут,

— в средней группе (с 4-5 лет) не более 20 минут,

— в старшей группе (с 5-6 лет) не более 25 минут,

— в подготовительной к школе группе не более 30 минут.

           Для детей раннего возраста допускается осуществлять ООД в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. В первой половине дня в младших, средних и старших группах планируются не более двух ООД, а в подготовительных группах– не более трех. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, не более 25-30 минут. Перерывы между ООД составляют не менее 10 минут. В середине ООД статического характера проводится физкультурная тематическая минутка (продолжительность 2-3 минуты).

            В План включены пять образовательных областей, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое развитие детей. Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий.

         Вариативная (модульная) часть — не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МБДОУ; позволяет, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; расширяет области образовательных услуг для воспитанников.

Структура образовательного процесса в ДОУ: Учебный день делится на три блока:

  1. Утренний образовательный блок — продолжительность с 7.00 до 9.00 часов — включает в себя:
  • самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем;
  • образовательную деятельность в режимных моментах.
  1. Развивающий блок — продолжительность с 9.00 до 13.00 часов — представляет собой:
  • организованная образовательную деятельность.
  • образовательную деятельность в режимных моментах.
  1. Вечерний блок — продолжительность с 15.00 до 19.00 часов — включает в себя:
  • совместную деятельность воспитателя с ребенком;
  • свободную самостоятельную деятельность детей;
  • занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

Учебный план воспитательно-образовательной работы

для общеобразовательных групп 

1

Инвариативная часть

2 мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. к школе группа

 

Количество занятий в неделю/год

1.1

Социально-коммуникативное развитие

 

Формирование основ безопасности

 

0,5/18,5

1/37

1/37

1.2

Познавательное развитие

 

ФЭМП

1/37

1/37

1/37

2/74

 

Ознакомление с окружающим миром

1/37

1/37

1/37

1/37

1.3

Речевое развитие

 

Развитие речи

0,5/18,5

1/37

1/37

1/37

 

Художественная литература

0,5/18,5

0,5/18,5

1/37

1/37

1.4

Художественно-эстетическое развитие

 

Музыкальная деятельность

2/74

2/74

2/74

2/74

 

Изобразительная деятельность:

 

Рисование

1/37

1/37

1/37

1/37

 

Лепка

0,5/18,5

0,5/18,5

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Аппликация

0,5/18,5

0,5/18,5

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Художественный труд

   

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Конструктивно-модельная деятельность

1/37

1/37

0,5/18,5

0,5/18,5

1.5

Физическое направление

 

Физическая культура

2/74

2/74

2/74

2/74

 

Физическая культура на прогулке

1/37

1/37

1/37

1/37

 

Итого по обязательной части

11

12

13

14

2

Вариативная часть

2 мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 

Речевое развитие:

 

Обучение тувинскому языку

Нет

Нет

2

 
 

Обучение русскому языку

Нет

Нет

2

 

Художественно-эстетическое:

 

Хореография

Нет

Нет

1

1

           
 

Итого по вариативной части

3

3

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Групп комбинированной направленности V вида

         Коррекционная работа выстроена на основе основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 5 «Рябинка» города Кызыла Республики Тыва». с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и программы коррекционной направленности «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

         В учебном плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия. Вариативная часть направлена на проведение дополнительных занятий. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся фронтальные 2 раза в неделю. Малыми подгруппами или индивидуальные занятия выведены за пределы учебного плана.

          Занятия педагога-психолога направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. В группе комбинированной направленности (логопедической) обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. Проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, активизирует контроль за качеством звучащей речи. На индивидуальных занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в облегченных фонетических условиях. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения  языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Проведение организованной образовательной деятельности воспитанников группы комбинированной направленности аналогично с группами общеразвивающей направленности.

Учебный план воспитательно-образовательной работы

Групп комбинированной направленности V вида

1

Инвариативная часть

 

 

Старшая группа

Подготовит. к школе группа

 

Количество занятий в неделю/год

1.1

Социально-коммуникативное развитие

 

Формирование основ безопасности

   

1/37

1/37

1.2

Познавательное развитие

 

ФЭМП

   

1/37

2/74

 

Ознакомление с окружающим миром

   

1/37

1/37

1.3

Речевое развитие

 

Развитие речи

   

1/37

1/37

 

Художественная литература

   

1/37

1/37

1.4

Художественно-эстетическое развитие

 

Музыкальная деятельность

   

2/74

2/74

 

Изобразительная деятельность:

 

Рисование

   

1/37

1/37

 

Лепка

   

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Аппликация

   

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Художественный труд

   

0,5/18,5

0,5/18,5

 

Конструктивно-модельная деятельность

   

0,5/18,5

0,5/18,5

1.5

Физическое направление

 

Физическая культура

   

2/74

2/74

 

Физическая культура на прогулке

   

1/37

1/37

 

     Коррекционное  

     направление

   

2/74

2/74

 

Итого по обязательной части

 

 

15

16

2

Вариативная часть

 

 

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 

Речевое развитие:

 

Обучение тувинскому языку

       
 

Обучение русскому языку

   

 
 

Художественно-эстетическое:

 

Хореография

   

1

1

 

Коррекционная работа

 

Логопедическое

   

 

 

 

Итого по вариативной части

1

1

           

Учебный план 2016-2017

Учебный план 2014-2015 учебный год

Перспективный план по правилам безопасного поведения на дорогах.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН